«ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА. УСПЕШНОСТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА»
24.04.2023МБОУ «СОШ № 47» г. Грозного – участница Всероссийского форума
«ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА. УСПЕШНОСТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА»
В рамках Федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на создание и обеспечение возможности, независимо от места проживания ребенка, получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а также обеспечение возможности профессионального роста педагогических работников, Всероссийского форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», проходившего в Чеченской Республике, 19.04.2023г. наша школа, как победитель Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа - 2021», встретила участников форума в своих стенах.
Всероссийский форум «ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА. УСПЕШНОСТЬ КАЖДОГО РЕБЕНКА» проводился 18-19 апреля 2023г. при партнерстве, по его организации, Правительства Чеченской Республики, а информационную поддержку осуществляли ТАСС, Российская газета, VK.
Делегатами форума стали более 150 человек из разных уголков нашей необъятной родины. Это и профессорский состав, и те, кто непосредственно занимается инклюзивным образованием: практикующие психологи, логопеды, дефектологи, руководители образовательных организаций дошкольного, основного, среднего и профессионального образования, специализированных центрах и НКО, все, кто в текущих условиях заинтересован в модернизации образовательной среды для детей с ограниченными возможностями, адаптации их в социуме и профессиональном становлении.
Основная работа форума (обсуждение выступления спикеров, вынесение предложений и принятие резолюций) проводилась 18.04.2023г. и состояла из ключевых треков: Управление. Практика. Наука. В течение всего мероприятия действовала выставочная экспозиция лучших инклюзивных практик, с которой могли ознакомиться все желающие.
Во второй день форума, в соответствии с утвержденной и согласованной с учредителями и партнерами программой, участники форума посетили образовательные учреждения. По решению Министерства образования и науки Чеченской Республики право представить свои инклюзивные практики удостоились: МБОУ «СОШ №47» г. Грозного (директор Керимова Хейда Воважевна), ГБПОУ «Чеченский государственный колледж» (директор Гуноев Ибрагим Султанович) и ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (ректор Байханов Исмаил Баутдинович).
Цель посещения образовательных организаций участниками форума не только интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения, но и готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы организации; реализация права каждого ребенка на образование, соответствующее его способностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития и способности к усвоению цензового уровня образования; психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация как условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в практику.
19.04.2023г. наша школа №47 встретила и приветствовала в своих стенах 63 участника форума из разных регионов России. Были представители из Москвы и Санкт-Петербурга, Тамбова и Новгорода, Перми и Краснодара, Екатеринбурга и Курганинска, Таганрога и Казани, других городов.
В актовом зале школы с приветственной речью к делегатам обратилась директор школы Керимова Хейда Воважевна. В своем обращении она сказала, что испытывает огромное удовольствие в связи с тем, что среди присутствующих видит лица тех, кто был участником «круглого стола» модератором которого ей выпала честь стать вчера и конечно ей приятно видеть всех людей неравнодушных к формированию инклюзии в общеобразовательной организации, затем предоставила слово заместителю директора по УР начальной школы, курирующей вопросы инклюзии в школе, Касумовой Любовь Жоржевне.
Любовь Жоржевна продемонстрировала видеоролик о школе, отражающий специфику организации учебно-воспитательного процесса в инклюзивном пространстве, организовала конструктивный диалог с аудиторией о реализации инклюзивной практики, организационной и методической поддержке «основных» педагогов, работающих в инклюзии, - учителя, воспитателя, тьютора, классного руководителя, непосредственно осуществляющих процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ, о работе психолого-педагогического консилиума (ППк) как ядре психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики образовательного учреждения.
В своих выступлениях участники форума на примере своих образовательных учреждений и собственного опыта говорили о том, что в процессе реализации инклюзивной практики в работу педагогического коллектива привносятся существенные коррективы самого процесса и содержательного характера, о том, что организация совместного обучения и воспитания детей с различными особенностями в развитии и их условно норматипичных сверстников процесс двусторонний, который с одной стороны включает ребенка в новое для него образовательное пространство, а с другой стороны – происходит приспособление самого образовательного учреждения к включению в него «необычных» детей. И конечно о том, что возникает новая социальная ситуация, в ходе которой создаются новые механизмы взаимодействия, новых социальных связей и взаимоотношений.
После продуктивной работы делегатов форума Алехина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), председатель жюри и основной организатор ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России», обращаясь к присутствующим сказала: «Я очень рада, что сегодня я, как и все вы, имею возможность посетить эту школу. С опытом работы этой школы в области инклюзии я знакома лишь заочно. СОШ №47 стала в 2021 году победителем конкурса «ЛИШ России» в номинации «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса», в 2022 году она вошла в восьмерку лучших этого конкурса, поэтому и сегодня эта школа выбрана не случайно. В школе создана адаптивная образовательная среда, проводится комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ, организована коррекционная работа.
Инклюзивная образовательная среда, созданная коллективом единомышленников, направлена на развитие личности ребенка и признающая его уникальность, неповторимость и право на реализацию различных потребностей в организации совместной деятельности детей. Я думаю, вы, в скором времени, в этом убедитесь».
Затем для участников была организована экскурсия по школе, в ходе которой произошло знакомство с практикой создания благоприятной среды для успешной адаптации и социализации лиц с ОВЗ, взаимодействия всех участников образовательного процесса с детьми с ОВЗ.
В ходе обзорной экскурсии участники встретились с заведующей школьной библиотекой Камалетдиновой Тамарой Рафаиловной, которая рассказала о роли информационно – библиотечного центра в сопровождении и развитии детей с ОВЗ.
Побывали в школьной мастерской, где учитель технологии Зубайраев Ваид Магомедович и семиклассники (в их числе и дети с ОВЗ) рассказали, показали присутствующим процесс изготовления национального инструмента дечиг-пондара и даже сыграли на уже изготовленных инструментах.
Неотъемлемая часть профессионального становления и выбора наших девочек – кабинет домоводства гостеприимно открыл свои двери, и присутствующие с головой окунулись в мир декоративно-прикладного искусства и познакомились с мастерицами вышивки под руководством учителя технологии Магомадовой Марины Супьяновны.
В специализированных кабинетах физики, химии, биологии и ОБЖ гостей поразила укомплектованность лаборантских учебно - лабораторным и демонстрационным оборудованием для лабораторных и практических работ.
После экскурсии гости побывали на уроке математики в начальной школе. Хариханова Татьяна Витальевна и её третьеклассники провели урок -путешествие по теме «Письменный прием сложения трехзначных чисел». Урок погрузил присутствующих в удивительный мир космоса.
Показательное развивающее занятие для детей с ОВЗ провела педагог-психолог Эскендиева Галина Шамовна. В ходе проведения занятия Галина Шамовна продемонстрировала различные техники и упражнения, используемые при работе с детьми с ЗПР и пограничными состояниями.
В течение всего времени пребывания участников форума в нашей школе происходило конструктивное взаимодействие: говорили о проблемах, о их решении или минимизации, делились опытом работы, заключались договора и соглашения о взаимодействии, производился обмен контактами, налаживались партнерские отношения. Это был незабываемый опыт! Спасибо всем организаторам и участникам этого очень нужного мероприятия, проведенного в целях системного внедрения в России практики инклюзивного образования.